Новини

 

Доповідь Коданьової В.Т. на науково-технічній конференції"Інноваційні технології та інвестиційні проекти розвитку енергетики" 5 вересня 2006 року, смт Ніколаєвка

ОЭП "ОРИФРЭ" - НОВЫЙ ВЗГЛЯД, НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Немного информации об истории создания ОЭП "ОРИФРЭ".

В 1999 году, когда правительство ликвидировало отраслевой фонд НИОКР, который формировался за счет отчислений от товарной продукции предприятий Минэнерго, отраслевые институты остались без финансирования, возникла задолженность по заработной плате.

Передо мной (в то время начальником Главного финансово-экономического управления Минэнерго), Министром была поставлена задача, - найти выход из сложившейся ситуации.

С целью сохранения отраслевой науки, а также с целью организации работы по погашению задолженности перед институтами за выполненные работы (как первоочередной задачей) и было создано согласно декрету КМУ объединение энергетических предприятий "Отраслевой резервно-инвестиционный фонд развития энергетики" (ОЕП "ОРИФРЭ"). Далее Фонд

Цель, принципы и основа 
деятельности ОЭП”ОРИФРЭ”

Обеспечение поддержки общности интересов Минтопэнерго и предприятий ТЭК

Учредителем Фонда является Министерство, Фонд создан на базе государственных энергопредприятий.

Государственное предприятие Объединение энергетических предприятий “Отраслевой резервно-инвестиционный фонд развития энергетики” (ОЭП “ОРИФРЭ”)

Первые годы Фонд занимался организацией погашения задолженностей энергопредприятий перед ликвидированным фондом НИОКР Минэнерго и последующим погашением задолженности Минэнерго перед отраслевыми институтами, затем полностью перешло на организацию разработки и пересмотра НТД.

За 5 лет разработано и пересмотрено 170 нормативных документов.

За прошедшие годы многое изменилось в управлении энергетической отраслью и ТЭК в целом. А разработка Энергетической стратегии Украины (ЭСУ) до 2030 года поставила перед Фондом новые задачи, а именно: организация финансирования:

- Научно-технического обеспечения ТЭК.
- Адаптации энергетического законодательства Украины до законодательства Европейского Союза.
- Кодификации и систематизации энергетического законодательства и разработки рамочного (базового) закона про энергетику.
- Реформирования отношений собственности в энергетике.

Так только за 2006 год Фондом были выполнены следующие мероприятия:

- организовано финансирование конференции по презентации ЭСУ (г. Киев, 10 марта 2006г.), В конференции принимали участие: Президент Украины, представители Национальной академии наук, Кабинета Министров, Верховной Рады, министерств и ведомств, Посольств, предприятий и организаций;

- организовано финансирование мероприятий по интеграции ОЭС Украины в UCTE (объединенная энергетическая система Европы), а именно: участие делегации Минтопэнерго в Генеральной Ассамблеи UCTE (г. Вена, май 2006г.) и приемка ответной делегации в г. Киеве.

- разработан по заданию Минтопэнерго проект закона "О мерах по обеспечению энергетической безопасности и повышению эффективности электроэнергетики Украины";

- организовано обучение специалистов энергопредприятий в Германии;

- организовано финансирование выставочной акции "Барвиста Україна" и постоянно действующей экспозиции ТЭК;

- издано и направлено энергопредприятиям 18 НТД, утвержденных в 2006 году.

Сейчас Фонд в качестве коллективного организатора выполняет мероприятия по организации IY Форума "ТЕК Украины: настоящее и будущее".

Организационные подходы, которые эффективно работали в исполнительной дирекции Фонда еще недавно, устаревают и становятся неактуальными - необходимо перестраиваться, и работать по-новому.

Стремительно меняющаяся среда предъявляет новые требования к руководству и управлению, необходимы новые принципы работы, новая организационная структура.

Структура до ее изменения была основана на вертикальном управлении и не имела горизонталей (отделов). Все руководство осуществлялось исполнительным директором (или через заместителя), обозначенные в Уставе экспертные комиссии так и не были созданы. Калькуляция расходов планировалось по затратной системе.

Новая организационная структура предполагает создание:

- отдела обеспечения и выполнения проектов и программ материального и нематериального производства, ответственного за анализ ТЗ, приемку НТД, как собственными силами, так и опираясь на потенциал создаваемой в настоящее время Комиссии рецензентов-аналитиков, а также за реализацию НТД;

- отдела планово-экономической и договорной работы, ответственного за разработку системы перспективного планирования, бюджетирования, ценообразования, работу с исполнителями;

- отдела финансового планирования и бухгалтерского учета - за внедрение системы бюджетирования и анализ фактических показателей.

Новая структура позволит по-новому решать задачи, поставленные Учредителем, а именно:

1. Обеспечить организацию финансирования разработки отраслевых, межотраслевых и государственных программ развития ТЭК.
2. Организовать финансирование разработки НИОКР для нужд предприятий ТЭК, и организовать мониторинг их внедрения.
3. Организовать финансирование разработки, издательство и распространение отраслевой нормативно-технической документации и информации предприятиям ТЭК.
4. Организовать финансирование разработки нормативно-правовых актов, обеспечивающих нормальное функционирование предприятий ТЭК.

Как видите, перед нами стоят очень сложные задачи, рассмотрим целесообразность наших решений по переходу на новую организационную структуру и систему стратегического планирования с использованием схемы, предложенной профессорами гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом.

Немного теории о сбалансированной системе показателей:

Сбалансированная система показателей базируется на четырех главных составляющих (аспектах): финансовой, клиентской, внутренней и составляющей обручения и развития. Построенная таким образом система отражает равновесие между краткосрочными и долговременными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.

Сбалансированная система показателей эффективности - это взаимозависимость причинно-следственных связей с критериями оценки результатов и факторов их достижения.

Принципиальное отличие для коммерческих предприятий и для некоммерческих государственных организаций в том, что для коммерческих предприятий основным является финансовый аспект - повышение прибыли, увеличение активов, оборотов и т.п., а все остальные аспекты - клиентский, внутренних процессов и обучения и роста "работают" на достижение финансовых целей.

Исходя из задач, которые возлагает на нас наш Учредитель, мы определяем свою миссию:

"Объединяем лучшее для успешного развития ТЭК Украины".

Эта объединяющая миссия целиком соответствует уставным целям и задачам Фонда.

Для некоммерческих предприятий на первый план выходит так называемый "клиентский аспект" - повышение ценности (необходимости, полезности) для целевой аудитории.

Система сбалансированных показателей в применении к нашему Фонду:

На слайде представлены основные задачи, которые определяют направление нашего развития. Главная наша цель - повышение ценности (полезности) Фонда для Учредителя (в лице Минтопэнерго) и предприятий, входящих в объединение.

Наша роль: "Надежный помощник и партнер"

Для реализации нашей главной цели мы задали себе вопросы, ответы на которые и задают контур развития Объединения:

1. Чтобы достичь наших целей, как мы должны выглядеть с точки зрения наших клиентов (предприятий, работающих в ТЭК) Какое содействие мы можем им оказывать?

В первую очередь это:

" Сделать услуги Объединения максимально востребованными.

Для этого необходимо:

а) Установить обратную связь через:
- Правление Объединения;
- Сайт Объединения;
- Печатный орган Объединения (возможно на базе отраслевого журнала);
- Комиссию рецензентов-аналитиков, оценивающих каждый НТД, начиная с уровня ТЗ и до последней редакции.

б) Разместить на сайте электронные библиотеки (НИОКР, готовых к внедрению, планируемых к разработке НТД и НИОКР, действующих в отрасли НТД, с указанием контактов с разработчиками). 
" Своевременно выполнять обязательства, для этого:
- Организовать постоянно действующий (еженедельный) мониторинг текущих обязательств по данным "1С-Предприятие";
- Усилить контроль выполнения работ Исполнителями путем ужесточения условий договоров в части сроков исполнения и контроля промежуточных этапов. 
" Расширить спектр услуг.

На сегодняшний день услуги Фонда - это:

- разработка НТД, 
- организация выставок, конференций, форумов, презентаций, в т.ч. за границей, 
- организация обучения персонала членов Объединения, в т.ч. за границей, 
- организация других общеотраслевых мероприятий, 
- организация финансирования проектов законодательства.

для расширения спектра услуг необходимо:

а) Вынести на рассмотрение Правления Объединения вопросы:

- Проведения мониторинга проектов нормативно-правовых актов на предмет влияния на отрасль, а также разработки законопроектов, в которых заинтересованы предприятия ТЭК (непосредственно функции мониторинга и анализа организовать через Комиссию рецензентов-аналитиков и через консалтинговые компании);

- Организации разработки и внедрения НИОКР;

- Создания электронных библиотек (их свободная реализация возможна при ужесточении ответственности по законодательству по защите авторских прав).

- Создания печатного органа с освещением рубрик по: проблемам стандартизации (планы и факт разработки НТД); НИОКР (освещение работ, готовых к внедрению, планы разработок); экономическим обзорам; показателям эффективности внедрения Энергетической Стратегии.

б) Внедрения на предприятиях отрасли обучающих интерактивных программ по подготовке персонала.

2. Как мы должны совершенствовать механизмы привлечения ресурсов и средств чтобы достичь наших целей?

" Оптимизировать структуру доходов Объединения (найти оптимальное соотношение целевых поступлений, членских взносов и объема средств, получаемых по договорам), для чего внедрить систему бюджетирования.

" Найти иные источники, например: свой печатный орган, реализация обучающих программ.

3. Как нам управлять своими ресурсами и как распределять их для того, чтобы максимально эффективно оказывать содействие нашей целевой аудитории и обеспечивать интересы Учредителя.

" Повысить оборот активов, для чего внедрить систему бюджетирования, и как результат - контроль сроков выполнения разработок.

" Снизить непроизводственные издержки, опять же через систему бюджетирования, организовывая финансовые потоки на конец каждого отчетного периода; через контроль соответствия текущих затрат запланированным. 
" Исключить возможность убыточной деятельности Объединения

4. В каких процессах мы должны преуспеть, чтобы оказывать содействие нашей целевой аудитории, привлекать ресурсы и поддержку и обеспечивать интересы Учредителя (т.е. чтобы реализовать задачи, поставленные в рамках "клиентского" и "финансового" аспектов)?

В первую очередь это:

o Ввести производственное и налоговое планирования и бюджетирование; 
o Расширить круг пользователей услуг Фонда;
o Автоматизировать внутренние процессы управления:

- Адаптировать сетевую версию программы "1С-Предприятие" к каждому рабочему месту в соответствии с функциями исполнителя и ограничением прав пользователя;

- Создать электронные базы данных в таблицах MS EXCEL с четкой системой заполнения каждым отделом исполнительной дирекции.

- Внести изменения в положения об отделах и должностные инструкции.

- Разработать новые положения, методики и инструкции..

5. Какие квалификации нужно иметь и совершенствовать и как наш персонал должен развиваться для достижения поставленных целей?

Человеческий капитал:

" Привлекать и удерживать лучших сотрудников;
" Привлекать высококвалифицированных консультантов.

Организационный капитал:
" Повышать корпоративную культуру;
" Работать единой командой;
" Соответствовать стратегическим задачам.

Информационный капитал
" Создать ресурс интерактивного получения информации;
" Создать информационную базу данных о деятельности Фонда.

Мы определили первостепенные задачи Фонда в каждом аспекте его деятельности и новый подход в реализации стратегических целей.

От Стратегических целей к Энергетической Стратегии

Реструктуризация позволит:

" Оптимизировать структуру расходов Объединения.
" Повысить производительность труда
" Сопровождение выполнения Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года
" Организовать финансирование общеотраслевых мероприятий.
" Повысить качество выпускаемой продукции
" Существенно расширить спектр услуг Объединения
" Влиять на исполнителей по договорам Объединения согласно изменившимся условиям вновь заключаемых договоров в сторону ужесточения требований к качеству и срокам исполнения НТД в интересах отрасли
" Привлечь новых заказчиков услуг, НТД и НИОКР.
" Установить обратную связь Пользователь услуг - Объединение с целью повышения качества предоставляемых услуг с учетом мнения пользователя.
" Создавать на базе объединения государственные органы регулирования, такие как НТЦ и другие.

Хотелось бы отметить, что в деятельности Объединения персонал - это если не ключевой, то наиважнейший ресурс, и в период реструктуризация именно подбору персонала должно уделяться большое внимание.

Остановлюсь на этом подробнее.

Учитывая, что разработка нормативно-технической документации занимает большую часть нашей деятельности, компетентность разработчиков является ключевым фактором в повышении качества и востребованности НТД. Поэтому мы собираемся привлекать в качестве консультантов для оценки качества работ людей, которые работают на предприятиях, и являются представителями класса пользователей НТД, т.е. больше всего заинтересованы в ее качестве.
Стоит задача увеличения количества услуг при сохранении уровня издержек на содержание исполнительной дирекции Фонда. Учитывая, что основным ресурсом объединения является персонал, такую задачу можно решить, только повысив производительность труда и, прежде всего, за счет повышения компетентности, уровня знаний и навыков работников исполнительной дирекции. 
Поэтому перед Исполнительным директором, ставится задача повышения корпоративной культуры персонала и корпоративного духа, формирования единой, слаженно-работающей команды. Необходимо привлекать образованную, активную и перспективную молодежь и прививать им приверженность отрасли, в которой мы работаем.

Считаю это ключевым моментом в успешности реализации стратегии ОЭП "ОРИФРЭ" и выполнении нашей миссии:

"Объединять лучшее для успешного развития ТЭК Украины"!

Надеюсь, что выполненные мною преобразования, принесут развитие деятельности Фонда.

Исполнительный директор ОЭП "ОРИФРЭ" 
В.Т.Коданева